WhatsApp

Мазня? Нет, арт-терапия!

17.09.2015

Большинство детей любят рисовать и получают от этого процесса удовольствие. Как сделать такое занятие ещё и полезным?
Едва научившийся сидеть карапуз, без сомнения, придёт в неописуемый восторг, впервые опустив свой кулачок в баночку с пальчиковыми красками. Мама ругается, когда он лезет руками в тарелку с едой, а тут — мало того, что сама разрешила, да ещё какая красивая ладошка получилась! А стоит приложить такую вот внезапно посиневшую или покрасневшую ручку малыша к белоснежному бумажному листу, как произойдёт настоящее чудо!

Первые занятия

Сначала дайте ребёнку немного освоиться и как следует насладиться процессом. Пусть пока самозабвенно шлёпает по бумаге разноцветными ладошками. Одно наблюдение за начинающим художником уже доставит родителям массу удовольствия! Но лучше не теряйте времени даром, а поспешите за фотоаппаратом!

Как только карапуз почувствует себя увереннее в роли живописца, вы можете заняться с ним изучением цветов. Для начала подготовьте небольшие карточки из белого картона. Они должны быть такого размера, чтобы на них свободно могла поместиться детская ладошка. Теперь вместе с крохой оставьте на каждой карточке по красочному отпечатку его ручки. Красная, синяя, зелёная, жёлтая ладошка — вот вам и основные цвета. Маме остаётся их только подписать. С их показа вы можете начинать каждое занятие рисованием. Скоро малыш начнёт узнавать цвета. Имейте в виду: не всем детям нравится «пачкать» свои ручки. На такой случай лучше иметь простой набор кисточек.

Улыбочку, пожалуйста!

Примерно к году вы можете с помощью нарисованных на бумаге рожиц познакомить малыша с миром эмоций и чувств. Для этого вовсе не требуется художественное образование:

  • кружок, глазки — пара точек и улыбка — вот вам и «радость»;
  • улыбочка, перевёрнутая вверх ногами, — «грусть»;
  • пара сведённых полосок над глазами и прямая линия на месте рта — «гнев»;
  • круглые глазки и такой же круглый ротик — «удивление»;
  • бровки домиком и губы в виде точки — «испуг».

Чем раньше вы начнёте знакомить ребёнка с разнообразными эмоциями, тем лучше он научится их распознавать в будущем, чувствовать и понимать себя и окружающих.

Для ребятишек трёх лет и старше можно усложнить задание. Подберите подходящие по смыслу сюжеты. Например, папа показывает, какую огромную рыбу он поймал на рыбалке, — мама удивлена; малыш получил новогодний подарок — он радуется; школьнику поставили плохую отметку — это его огорчило. Пусть карапуз самостоятельно пробует догадаться, какие эмоции испытывает персонаж картинки. Поищите рисунки в журналах, используйте книжные иллюстрации.

Для малышей старше полутора лет вы можете самостоятельно придумывать различные художественные упражнения, развивающие его кругозор, воображение и мелкую моторику. Ну, например, нарисуйте круг во весь альбомный лист — это будет тарелка, а затем предложите крохе вместе с вами покормить птичку, киску, да кого угодно! Для чего нужно просто ставить разноцветные точки кисточкой, фломастером или карандашом. Точнее, для нас это просто, а для карапуза — отнюдь. Он, закусив язычок, будет старательно «ковырять» кисточкой в импровизированной тарелке, попутно комментируя собственные действия. Таким нехитрым способом вы можете довольно продолжительное время кормить самых разнообразных животных зёрнышками, семечками, орешками, конфетками, ягодками, горошком и витаминками... Чуть позже наступит время неловких кривоватых линий — колбасок и макаронин. Вообще, еда — отличная тема для маленьких художников, которые, как правило, неплохо в ней разбираются. Ведь она разнообразна и проста в исполнении!

Кстати, «приготовить» все блюда вы можете и из пластилина. Только будьте начеку: вдруг малыш решит полакомиться пластилиновыми баранками?

Фантазируем вместе

Начиная примерно с трёх лет, когда малыш уже в достаточной степени овладеет изобразительным искусством, предлагайте ему для рисования различные сюжеты. Но ни в коем случае не настаивайте. Нет ничего полезнее для развития ребёнка, чем работа его воображения. Поэтому в первую очередь стоит прислушиваться к идеям самого малыша. Ваша задача — поддержать его начинание, может быть, слегка подкорректировать, немножко дополнить. Делать это нужно ненавязчиво, не допуская фраз вроде: «Ты не так рисуешь», «Так не бывает» и т. п. Для развития воображения предложите ребёнку нарисовать самую простую фигуру — круг, треугольник или квадрат. А теперь — конкурс «Кто придумает больше картинок с использованием этой фигуры».

Бэтмен и Курочка Ряба

Отличное занятие — совместное рисование комиксов, так популярных среди современных ребят. С малышами можете изобразить героев любимой сказки, с детишками постарше — придумать свою историю. Рисование комиксов даёт малышу представление о причинно-следственных связях, последовательности действий, способствует развитию логического мышления. Если ребёнок рассеян, забывчив или ему сложно организовать свою деятельность, распланировать день — этот метод придёт вам на помощь. Кроха быстрее усвоит и запомнит то, что изображено на картинке, чем ваши слова или оставленную записку. Например, вместо того чтобы писать распорядок дня, изготовьте несколько картинок. Вот малыш проснулся, сделал зарядку, вот он убирает за собой постель и т. д. Такое расписание куда интереснее обычного. А для юного школьника, на голову которого свалилось столько забот, эти картинки — настоящее спасение. Хорошо, если ребёнок самостоятельно изготовит такие вот подсказки. Пусть вас не смущает нечёткость линий и абстрактность форм — главное, чтобы он сам понимал, что там нарисовано.

Раз ромашка, два ромашка...

Многих родителей беспокоит, что их дети постоянно рисуют один и тот же сюжет. (Конечно, речь не идёт о бесчисленных палочках, чёрточках и закорючках самых юных творцов.) Причин может быть несколько, и отнюдь не все они являются поводом для волнения. Малыш подобным образом просто «оттачивает своё мастерство». Так, юные леди упорно рисуют одну-единственную принцессу в шикарном платье. Раз от раза королевна становится все краше, хотя, возможно, вы этого и не замечаете. Когда результат удовлетворит художницу, она не менее старательно примется за работу над прекрасным принцем. А через неделю трудов вы получите полноценную картину.

Другой вариант — сюжетом для рисунка стало событие, которое произвело на ребёнка впечатление. Например, поход в цирк или просмотр кинофильма. Тогда рисунок — это способ переработки собственных эмоций. Как только буря чувств уляжется или малыш получит новую порцию впечатлений — картинка изменится.

Ещё одна причина повторяющихся рисунков — страхи и проблемы ребёнка. Здесь родители должны насторожиться. Как правило, изображения носят негативный характер, в них могут присутствовать элементы агрессии, насилия. Для интерпретации такого рисунка нужен тщательный и подробный анализ. Но в любом случае вы можете попытаться вызвать ребёнка на диалог или просто поинтересоваться, что происходит на картинке. Например, персонаж плачет.

Необходимо знать, что чаще всего героями рисунков дети назначают самих себя. Значит, возможно, это ваш кроха отчего-то плачет. Но если на вопрос: «Кто это?» малыш не ответил: «Я», спрашивать его напрямую, почему он нарисовал себя плачущим, не стоит — ребёнок может закрыться. Играйте по его правилам. Он сказал: «Просто мальчик». Постарайтесь узнать побольше об этом мальчике: откуда он, какие у него отношения с родителями, что его беспокоит, чего боится. Если ребёнок идёт на разговор, вы имеете шанс получить ценнейшие сведения о нём самом и о ваших с ним взаимоотношениях.

Вполне вероятно, вы найдёте ответ на вопрос, отчего малыш плачет. Попробуйте узнать, что может успокоить мальчика, и постарайтесь правильно распорядиться полученной информацией. Поразмыслите над развитием сюжета в действительности. Если малыш вдруг резко потребовал прекратить занятия, значит, что-то его напугало, заставило закрыться. Не настаивайте, переключитесь на что-нибудь другое. Занятия арт-терапией не должны быть долгими: для карапузов до трёх лет — 10 минут, от трёх до пяти лет — 20–25 минут, дошкольник может осилить и полчаса. В любом случае ориентируйтесь на кроху.

Нарисованный мир

Если вы знаете о страхе либо другой проблеме вашего ребёнка, предложите нарисовать её или возьмите инициативу и карандаш в свои руки. А потом придумайте вместе какую-нибудь комическую, нелепую ситуацию с участием страха, своеобразную сказку со счастливым концом, и вместе над ней посмейтесь. Можно изображать на бумаге события и ситуации, которые уже произошли или должны в скором времени случиться с вами или с кем-то другим, и которые вы бы хотели обсудить с малышом, может быть, на их примере чему-то кроху научить. Если вы хотите корректно указать ребёнку на его ошибки, неточности, подсказать возможные пути решения, это тоже удобно сделать с помощью рисунка. Изобразите затруднительную ситуацию, а рядом — свой вариант её решения. Вовсе не обязательно, чтобы в роли главного героя выступал ваш малыш, это может быть кто угодно: игрушка или даже вы сами.